+7 (343)


  Главная  →  Наши статьи  →  Какими бывают сайты?

Какими бывают сайты?

Особенность любых услуг такова, что непосвященному обычно непонятно, почему цены на одно и то же у разных компаний отличаются на порядок. Даже если не брать в расчет такие, достаточно субъективные, вещи как качество и брэнд, остается момент терминологии и сервиса.

 

Например, возьмем термин «сотовая связь». Для кого-то это только разговор по телефону, для других обязательным атрибутом является роуминг, интернет, MMS и так далее.

 

Также и с сервисом – кому-то достаточно раз в месяц оплачивать услуги через банк или в офисе оператора, а кто-то должен обязательно знать, что на любом углу есть магазинчик с картами экспресс-оплаты или, например, что он может управлять доп. услугами четырьмя разными способами.

 

С сайтами всё происходит аналогично. Как правило, услуга «создание сайта» не стоит в прайсах, потому что каждый разработчик понимает широту этого понятия, тем не менее, предложения о создании от разных фирм могут отличаться на два, три и даже четыре порядка по стоимости и на порядок по срокам. Про сервис мы напишем в следующий раз, а сейчас определимся с терминологией – что же понимают разработчики под тем или иным понятием.

 

Определяемся с масштабом присутствия.

Страницы в каталогах фирм - это наиболее недорогой, часто даже бесплатный, вариант присутствия в Интернете, причём, зачастую, появление таких страниц происходит без вашего ведома или на основании данных, полученных из телефонного разговора или других открытых источников. Функциональность – ноль. Информации – минимум. Фактически, это электронные варианты «жёлтых страниц». Вещь, несомненно, полезная всем, кто хочет дополнительного притока посетителей. Но она ни в коем случае не заменит даже самый простой сайт-визитку, и уж тем более не может считаться рабочим бизнес-инструментом.

 

Конструктор сайтов – это программа, которая создает сайт на основе краткой анкеты – и дальше вам предоставляется возможность управлять его содержимым, и иногда оформлением. Поскольку программа рассчитана «на всех сразу», возможности управления очень ограничены. Например, вы можете поменять заменить файл с прайс-листом, сменить контактные телефоны или выбрать дизайн из нескольких стандартных вариантов. Обычно за использование ресурсов разработчик программы хочет абонентскую плату – получается что-то вроде случая «сайт-визитка в аренду». Если бюджет расходов на интернет-рекламу позволяет, рекомендуем пользоваться. Часто из таких сайтов разработчиком программы создаётся каталог, который тоже работает как «жёлтые страницы».

 

Сайт-визитка – вариант с минимальными вложениями получить собственный сайт. Дизайн и структура разрабатывается с учетом специфики вашей деятельности, хотя чаще всего всё ограничивается типовыми разделами «о компании», «товары и услуги», «контакты», «гостевая книга» и «скачать прайс-лист». Иногда предоставляется возможность менять содержание разделов.

Сложности в этом случае начинают появляться при раскрутке и попытке использовать сайт-визитку как маркетинговый инструмент. Они проявляются в невозможности изменить необходимым образом структуру сайта или добавить нужный сервис. Стоимость создания сайта-визитки минимально отличается от сайтов, созданных с помощью конструктора. Поэтому подобными заказами обычно занимаются начинающие разработчики, а то и просто студенты-компьютерщики. Большинство таких сайтов через некоторое время становятся просто мусором в Интернете, мешают продвижению вашего бизнеса в интернете.

 

Вышеописанные категории сайтов не требуют особых затрат, но и не претендуют на реальную отдачу, независимо от целей и задач, которые вы ставите перед сайтом (подробно об этом мы писали в предыдущем Штурмане).

 

Сайт фирмы

Самое широкое понятие, касающееся сайтов – сайт фирмы. Собственно, практически все варианты присутствия в Интернете можно назвать сайтом фирмы. И из-за этого и происходит вся путаница.

 

Важно заметить, на чём делают акценты компании-разработчики, из которых вы выбираете создателя вашего сайта – на красоте сайта, на оригинальности, удобстве для посетителей или редакторов, на программных решениях, на том, что вас будут находить через Интернет, на включении сайта в ваши бизнес-процессы. Конечно, хочется всё сразу и желательно недорого, но как кабриолет не предназначен для передвижения по пересеченной местности, так и при разработке сайта придётся смириться с некоторыми ограничениями.

 

Итак, разберёмся по порядку.

 

Если ваша деятельность связана с небольшим количеством предлагаемых товаров и услуг, и вы не располагаете особо крупным бюджетом на интернет-маркетинг, то по функциональности сайт должен всего лишь соответствовать стандартным требованиям «среднего сайта» – удобная система управления содержанием, чтобы вы могли подробно описать все преимущества ваших предложений; полезна бывает лента новостей; для интереса посетителей и облегчения дальнейшего продвижения сайта хорошо бы предусмотреть информационный раздел, например, «статьи на тему». Функционал недорогой и стандартный, в этом случае внимание лучше переключить на наполнение и удобство пользования. Если бюджет позволяет, можно также вложиться в оформление – красивый и оригинальный сайт при прочих равных всегда эффективней.

 

Если же товаров очень много (для многих фирм номенклатура в 10-20 тысяч позиций – не предел), то очень важно сделать удобный и актуальный каталог – наверное, всем приходилось встречать раздел каталога какой-нибудь фирмы с десятками страниц, требующий утомительного перелистывания, и потом ещё оказывалось, что цены устарели. В сайт были вложены средства на создание, наполнение и продвижение, но своих функций он не выполняет. Варианты решения проблемы – предусмотреть поиск по сайту, подбор товара по набору параметров. И главное – не переборщить с оформлением – медленная загрузка и отвлечение внимания посетителя не пойдут на пользу.

 

Если у вашей фирмы несколько направлений деятельности, то можно конечно уместить всё в одном сайте, но будьте готовы к тому, что стоимость будет высока и всё равно, рано или поздно, необходимо будет сделать отдельные сайты для каждого направления или хотя бы для самых перспективных.

 

Предыдущий вариант уже вплотную подходит к так называемому «корпоративному сайту» или сайту холдинга. Раньше корпоративным сайтом называли сайт любой фирмы, потому что в самой России сайтов было мало и, в основном, это были сайты крупных фирм, а западные СМИ, освещая интернет-деятельность корпораций, использовали именно это слово – так и прижилось. Теперь имеет смысл выделить это понятие в отдельную категорию.

Когда бизнес достигает стадии холдинга, уже должен быть нормальный брендбук и дизайн сайта делается строго по прописанным в нём стандартам. Функционал такого сайта тоже обычно не отличается – ведь фактически такой сайт должен выполнять роль указателя на сайты конкретных направлений, рассказывать о сложной, но успешной истории бизнеса и держать официоз – пресс-релизы и новости компаний. Естественно, эта кажущаяся простота не влияет на стоимость проекта – это просто другая категория сервиса и цены здесь другие.

 

Интернет-магазин

Это понятие заморочило голову всем директорам, маркетологам и рекламистам. Просто потому что работать оно начинает только сейчас. До этого года практически любой каталог с возможностью заявки назывался интернет-магазином, а реальные интернет-магазины не были эффективными из-за плохого развития сопутствующих сервисов – платежных систем и служб доставки.

 

И сейчас зачастую говоря интернет-магазин, имеют ввиду каталог с корзиной заказов. Мы используем для этого термин «интернет-витрина» вот почему – необходимо различать сайты с корзинами по способу обработки заявки и выполнения заказа. Разные варианты подразумевают разный объем работ как при разработке, так и при реакции владельца сайта на заявку.

 

Магазин – это место, куда можно прийти, выбрать товар, сообщить о выборе продавцу, оплатить покупку и получить товар. Слова «интернет-магазин» лучше использовать тогда, когда заявка напрямую поступает в обработку в информационную систему предприятия (например, в CRM), а не «куда-то там на e-mail».

 

Ну а вообще интернет-магазин полного цикла подразумевает оплату на месте с помощью электронного платежа (например, через платежные системы Яндекс.Деньги или WebMoney) и гарантию доставки товара. Некоторые фирмы, в том числе и в нашем городе, уже работают по подобным схемам с небольшими вариациями (например, оплата наличными курьеру).

 

Промо-сайты.

Совершенно отдельная категория сайтов – промо-сайты. К сожалению, редкий гость в регионах. Создаются специально под определенные акции (маркетинговые или социальные), мероприятия (фестивали, концерты), новинки (линейки продуктов) или посвящены какой-то узкой теме. Должны выделяться дизайном, несут строго определенную информацию – никаких разделов «о компании», «цены» и «контакты» - для этого есть ссылка на главный сайт фирмы или организаторов. Сервисы на таких сайтах – игровые, развлекательные, побуждающие посетителя к чему-либо. Срок жизни почти всех таких сайтов мал, но свою функцию они выполняют «на ура».

 

Портал

В последнее время наблюдается бум сайтов-порталов. Порталы отличаются тем, что они «держат тусовку», дают компаниям дополнительный PR-инструмент, поддерживают имидж и тем самым сильно способствуют развитию бизнеса. Но и вложений требуют соответствующих.

 

Тематический портал превращает сайт какой-нибудь фирмы в место скопления людей со схожими интересами. Например, сайт компании Microsoft содержит порталы для программистов и системных администраторов. Конечно, масштаб совсем другой, но и в нашем городе есть успешные примеры внедрения тематических порталов в бизнес-логику компаний.

 

Отличие сервисного портала видно уже из названия. Например, если на сайте турфирмы вы можете не только выбрать и заказать путёвку, но и просто забронировать номер в каком-нибудь отеле, или купить билет на самолет или поезд в любой конец света – то это и есть сервисный портал.

 

Ну и особняком в этой группе стоит внутренний корпоративный портал. В компаниях с большим количеством сотрудников остро стоит проблема обмена информацией и понимания каждым сотрудником бизнес-логики фирмы. Именно эти проблемы, а также поддержание корпоративного духа и призван решать корпоративный портал, иногда называемый ещё intranet-порталом.

 

Каждый бизнес имеет свою специфику и сервисы каждого сайта должны быть «заточены» именно под него, и мы описали только минимальные требования к разным категориям сайтов.

 

Кондратий Ермолин < equa@conanima.ru >
Алексей Валугин < alva@conanima.ru >
Компания Анима < www.conanima.ru >

 



Поиск по сайту:
 
Направления деятельности ГК «ConAnima»