Главная
→ Система управления сайтом.На заре интернета, каждая страница каждого сайта создавалась отдельно, версталась вручную. Но вскоре вебмастерам потребовалось поддерживать всё более объёмные сайты и возникла идея автоматизировать рутинную часть труда. Тогда стали появляться первые системы управления содержанием (Content Management System - CMS).
Затем появилась возможность создавать различные сервисы, которые взаимодействуют с посетителем сайта. Так появились динамические сайты. А раз появились сервисы, необходимо было предусмотреть возможность управлять ими из интернета – и появились интегрированные системы ввода и отображения информации – системы управления сайтом. О них, в основном, и пойдёт речь в этой статье. Несмотря на то, что необходимо отличать системы управления содержанием и системы управления сайтом, устоявшееся обозначение для обоих классов систем – CMS и будем использовать для облегчения чтения J
Начнем с того, что система управления сайтом нужна не совсем каждому сайту. Например, большинству промо-сайтов (которые разрабатываются под рекламные кампании, акции) она не нужна вовсе, потому что сам промо-сайт состоит из одной-двух-нескольких страниц, информация на нём практически не меняется.Так что если на промо-сайте не предусмотрены сервисы, то смысл ставить его на систему вообще нулевой, а если они должны быть, то, как правило, проще реализовать их с нуля, без привязки к какой-либо программной базе.
Что же касается всех остальных сайтов, то мы считаем, что любой сайт, нацеленный на развитие, нуждается в автоматизации процесса обновления и добавления информации.
Что даёт система управления сайтом разработчикам и заказчикам сайта?
На этапе создания сайта CMS даёт разработчикам возможность быстрее и качественнее создать ПО для сайта – ведь многие функции сайтов стандартны (например, текстовые публикации, ленты новостей, каталоги) – и не требуют особой переработки для каждого отдельного сайта. Плюс к этому, если задачи сайта требуют персонализированных сервисов (корзина товаров, подписка на новости) – эти функции, как правило, уже реализованы в системе.
При поддержке сайта, неважно, кто занимается вводом информации – представитель заказчика или фирмы-разработчика, CMS снижает временные и финансовые затраты. Для работы с сайтом на основе CMS требуется хорошая компьютерная грамотность, но не обязательна высокая квалификация разработчика. Для обновления статических сайтов требуется специалист, владеющий навыками вёрстки, работы с изображениями и другими знаниями, необходимыми для полноценной поддержки сайта.
Хорошая система управления сайтом, кроме всего прочего, предоставляет ещё и сервисные функции для контроля посещаемости, управления функциями сайта и реакции на действия посетителей. Программные интерфейсы современных систем позволяют интегрировать сайт с информационной системой предприятия – все обновления ассортимента товаров и услуг производятся автоматически, все заказы из Интернет-магазина автоматически поступают менеджерам компании на обработку в привычном виде.
Естественно, что каждая система управления обладает своими особенностями и набором поддерживаемых функций.
Основные типы систем управления сайтом.
Система управления содержанием сайта (классическая CMS) является интерфейсом к базе данных, с необязательным доступом из интернета. В этом случае весь вывод информации программируется отдельно. Такие системы подходят для очень нестандартных сайтов, от них требуется максимальная интеграция с офисными программами и возможность интеграции с базами данных.
Блочная система управления состоит из набора несвязанных между собой готовых программ (скриптов), решающих каждый свою узкую задачу – один скрипт реализует на сайте форум, другой позволяет добавлять новости, третий занимается отображением каталога товаров. Сейчас такие решения используются в-основном для создания низкобюджетных сайтов – для их использования не требуется высокая квалификация разработчиков, но и возможности их настройки очень ограничены.
Модульная система управления сайтом – самое современное и прогрессивное решение. Несмотря на похожее название (термины нам пришлось определить самим), мы чётко отделяем этот класс CMS от блочных систем. Отличие состоит в том, что модульная система построена вокруг одного программного ядра, на одних программных технологиях, с соответствующей стандартизацией модулей и возможностью расширения функций системы под конкретный проект с помощью предоставляемых системой программных интерфейсов (API).
Минимальные требования к современным системам
Естественно, самыми главными требованием к системе управления является удобство пользования и быстрая работа. Иначе само наличие системы теряет всякий смысл.
Конечно же, система должна быть доступна только ограниченному кругу лиц – доступ к редакторскому интерфейсу должен обеспечиваться необходимым уровнем защиты.
Современный сайт можно представить в виде дерева, в котором каждая страница – это ветвь или лист. Между некоторыми листами-страницами протянуты нити – перекрестные ссылки. Чем большую свободу разветвления и настройки перекрёстных ссылок поддерживает система, тем лучше. В среднестатистическом сайте бывает от двух до шести уровней вложенности разделов.
Далее, CMS должна обеспечивать простую загрузку изображений и других файлов. В частности, для изображений необходимо задание описания. Это важно для поисковой оптимизации, о которой мы писали в Рекламном штурмане №12/2005.
Стандартом также стало наличие WYSIWYG-редактора (What You See Is What You Get – Что видишь то и получаешь), позволяющего без знания языка вёрстки страниц HTML форматировать текст таким же образом, как в текстовых редакторах вроде Microsoft Word. Такой редактор также позволяет копировать тексты для сайта прямо из документов Word, Excel, многих других программ и с других сайтов. При этом форматирование (заголовки, выделения цветом, таблицы) – всё сохраняется. Подводным камнем здесь является то, что при вставке напрямую, код страницы получается намного больше самого текста из-за специальных меток программ. Некоторые CMS обеспечивают качественную очистку HTML-кода, некоторые – не заботятся об этом совсем.
Дополнительные возможности систем управления сайтом
Среди дополнительных возможностей иногда встречается возможность создания архива материалов сайта. Новостные ленты, как правило, всегда снабжаются архивом, а вот сборники статей или других материалов – гораздо реже. При этом встречаются ситуации, когда на одной странице в разделе «Статьи» на сайте размещаются ссылки на сотни статей. Выбрать нужную очень сложно. В таких случаях на помощь приходит архивация материалов – неактуальные статьи уходят в архив, оставаясь на сайте, не забивая собой полезную информацию.
На сайтах, которые часто обновляются и имеют разветвленную структуру, полезным может оказаться анонсирование материалов сайта – лента последних обновлений сайта или баннеры, ведущие на соответствующие внутренние страницы.
Если сайт планирует получать доходы от рекламы, ему потребуется возможность управления рекламой на сайте – возможность настраивать объявления или баннеры, срок и место их размещения.
Одной из самых полезных возможностей системы является встроенная система статистики посещаемости. Её точность гораздо выше всех внешних счётчиков, а возможности могут быть гораздо шире. В частности, вы сможете определять действия зарегистрированных пользователей с точностью до конкретного человека, сможете понять, какие именно материалы интересны посетителям, а какие – нет, быстро ли посетители находят необходимую информацию.
Поиск по сайту стал настолько стандартной вещью, что иногда его можно встретить и на очень маленьких сайтах. В сайтах же с большим объёмом информации поиск очень сильно поможет вашим посетителям.
Возможность подписаться на обновления информации – не просто приятная возможность для ваших посетителей, это ещё и способ увеличения постоянной аудитории.
Разделение прав доступа позволит расширить сферу использования сайта – например, закрытая информация для дилеров будет доступна только тем зарегистрированным пользователям, которые имеют статус дилеров, а внутрикорпоративная информация – только сотрудникам компании.
Персонализированные сервисы также расширяют возможности сайта – например, пользователь, получивший статус эксперта, сможет помогать другим посетителям сайта своими консультациями. Это может быть не только сотрудник вашей компании, но и внештатный эксперт, находящийся на другом краю земли.
Всё большую популярность получает возможность настраивать сайт под предпочтения каждого пользователя. Это может быть выбор цветовой гаммы сайта, расположения меню, быстрой доступности определённых разделов, настройки поиска по сайту и многое другое.
Резюмируя написанное выше, система управления сайтом перестаёт быть просто средством обновления информации и становится полезным инструментом работы с существующими и потенциальными клиентами компании в интернете.
Кондратий Ермолин < equa@conanima.ru > |
|