+7 (343)


  Главная  →  Наши статьи  →  Аудит сайта.

Аудит сайта.

Аудит сайта. Зачем он нужен и с чем это едят?

Ваш сайт «не работает», не выполняет поставленных задач? От него нет отдачи? Ответам на вопрос, что нужно предпринять в подобной ситуации, посвящена предлагаемая статья.

Для этих случаев существует такая процедура, как аудит сайта. Его можно условно разделить на две части – технический аудит и анализ эффективности сайта.

Технический аудит

Проводится силами профессиональной компании по веб-разработкам.

Эти исследования проводятся обычно по нескольким параметрам:

  • Анализ дизайна сайта (в том числе и информационной архитектуры).
  • Функционал и программное обеспечение.
  • Возможность оптимизации сайта под поисковые системы на программном уровне.
  • Отдельно – семантический анализ.

Технический аудит сайта заказывают обычно, когда существующему сайту уже больше полутора-двух лет. Ничто в этом мире не стоит на месте, всё развивается. А в области высоких технологий этот процесс происходит особенно быстро. Вот и сайт за полтора – два года может устареть.

Дизайн сайта – визуальные образы, оформление — устаревает быстрее всего. Сегодня тебе разработали эксклюзивное оформление с применением новейших «фишек», а послезавтра это уже никого не удивляет, в Интернете можно найти кучу сайтов с такими же приёмами оформления. Этот вид аудита обычно интересует компании, которые «переросли» свой сайт – текущий дизайн уже не соответствует их статусу, необходимы изменения.

Функционал сайта оценивается обычно по таким критериям, как работоспособность и полнота. Весьма распространена ситуация, когда заложенные функции просто не работают или работают некорректно. Например, фильтрация в каталоге товаров. Или при запросе в поиске выдаётся отсутствие информации, в то время как информация эта на сайте есть. Анализ работоспособности выявляет все эти программные ошибки.

Полнота функционала оценивается на интуитивном понимании потребностей целевой аудитории и бизнес-процесса компании — владельца сайта. По итогам этого анализа в соответствии с потребностями заказчика может быть сформировано предложение по расширению функциональных возможностей сайта.

Анализ оптимизации сайта на программном уровне – это отдельный вопрос. Нужен он или нет, зависит от направленности сайта. Если сайт географически локальный и/или продвигается в основном путём офф-лайн рекламы, тогда необходимости в этом анализе нет.

Если компания заинтересована в привлечении интернет-аудитории через поисковые системы, тогда он просто необходим. Возможности по оптимизации сайтов на программном уровне у всех CMS (систем управления сайтом) разные. Зачастую в них такая возможность просто не закладывается. Тогда заказчику придется заплатить за ручную оптимизацию сайта.

Семантический анализ сайта тоже относится к продвижению в поисковых системах. Очень часто встречается ситуация, когда при создании сайта исследования семантического ядра либо не проводились вообще, либо были проведены неверно. Обычно заказчики говорят: «Мы сами прекрасно знаем, как нас могут искать в Интернете, по каким поисковым словам». Проверка же показывает, что в 90% случаев это мнение ошибочно, и ещё в 10% — неточно, ибо основывается не на точных данных, а на эмпирических размышлениях.

Итог – заинтересованная аудитория просто не находит сайт компании по тем поисковым словам и фразам, с помощью которых люди ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ищут данную тематику в поисковых системах.

Анализ эффективности сайта
проводится ВСЕГДА совместно с отделом маркетинга компании-заказчика. Или, если нет отдела маркетинга, назначается ответственный человек, наделённый необходимыми полномочиями. Это связано с тем, что оценку некотрых параметров эффективности работы сайта как бизнес-инструмента можно протестировать только изнутри компании-заказчика.

Анализ эффективности работы сайта начинается с определения отправных точек – точек отсчёта.

Есть некоторые неизменные составляющие, относящиеся ко всем сайтам, а именно:

Общая посещаемость – среднее количество посетителей в день – самый элементарный из показателей эффективности сайта.

Прирост посещаемости. Если с сайтом ведется работа, а посещаемость не растет, значит, работа ведётся недостаточная или не в том направлении.

Определение самых посещаемых разделов дает важную маркетинговую информацию, которая полезна не только для поддержки и развития сайта, но и для компании в целом.

Постоянная аудитория – важный качественный показатель всей работы компании в Интернете. Большая часть постоянных посетителей – ваши постоянные клиенты; если есть возможность отслеживать именно их действия на сайте – вы сможете узнать, что именно делает их постоянными. При нормальном развитии сайта количество постоянных посетителей увеличивается. Если постоянная аудитория перестала увеличиваться или даже начала снижаться – это тревожный знак, кто-то уводит ваших клиентов.

Географический анализ посещаемости и географическая направленность поисковой оптимизации – связанные вещи. Если сайт хорошо отражается в поисковых машинах, то за счет небольшого снижения общей посещаемости вы можете управлять притоком посетителей из необходимых вам регионов с помощью направленной поисковой оптимизации.

Обращения посетителей сайта в компанию. Такая статистика чаще всего либо попросту не ведётся, либо не анализируется, что не позволяет делать правильные выводы.

По всем этим данным можно определить, насколько эффективно сайт работает на компанию. Если запросов по тематике сайта в поисковых системах несколько тысяч, а посещаемость сайта в среднем 30 человек в день, и обращений с сайта просто кот наплакал – понятно, что что-то не так.

Выявление причин неэффективности сайта

Зачастую причины неэффективности сайта вскрываются ещё на этапе технического аудита. Если не работает система оформления заявки или информация на сайте обновляется очень редко, то понятно, что посетитель такого сайта наверняка не станет клиентом компании-владельца.

Затем проводится анализ работы персонала компании: выясняют, кто получает письма, как на них реагируют и т.д. Какие маркетинговые акции проводятся компанией именно для интернет-пользователей, как работают с этим ресурсом постоянные клиенты компании.

Составляющих очень много и для каждой сферы бизнеса они разные. Здесь описывать всё просто не имеет смысла – каждый раз это индивидуальная работа. Проще продемонстрировать все эти процессы на конкретном примере.

Итак, рассмотрим сайт торгующей компании, работающей по Урало-Сибирскому региону. При поставленной задаче увеличения объёмов продаж нет притока новых клиентов и увеличения продаж старым клиентам с помощью сайта.

В процессе технического аудита вскрываются следующие проблемы:

  • Уровень дизайна – 2001 года. Причём дизайн шаблонный и реализован c применением устаревшей технологии, затрудняющей индексацию сайта поисковыми системами.
  • Неправильно выстроенная информационная архитектура – текущая реализация сайта затрудняет индексацию внутренних разделов поисковыми системами. В результате люди не находят сайт через поисковые системы.
  • Фиксированная ширина вёрстки. Страницы сайта неадекватно отображаются на разных мониторах и при просмотре в разных браузерах.
  • Раздел «Новости» не работает, новости не обновляются.
  • Поиск по сайту отсутствует.
  • Каталог (порядка 15000 позиций) выполнен неудобно для посетителей и нечитаемо для поисковых роботов. В каталоге нет отображения цен на продукцию, что создаёт неудобства при пользовании сайтом.
  • Прайсы выложены с возможностью скачивания в формате Excel (это 15000 позиций!).
  • Программная часть противоречит большинству правил поисковой оптимизации.
  • Неправильно составлено семантическое ядро сайта – акцент сделан на неверные запросы.
  • Неверно структурировано информационное наполнение сайта.
  • Счётчик установлен только один и установлен некорректно. Фактически невозможно точно определить, сколько посетителей бывает на сайте и что именно их здесь интересует.

Для начала устанавливаем несколько счётчиков, предоставляющих различные типы данных для анализа, и ставим дублирующий адрес e-mail.Теперь все письма, отправляемые с сайта, приходят не только к менеджерам компании, но и на наш электронный адрес. Через месяц – именно такой срок был необходим для снятия статистики по сайту и тестирования работы менеджеров компании — снимаем статистику.

По результатам тестирования всплывает ещё ряд проблем: низкая посещаемость (по отношению к общему количеству запросов в поисковых системах), низкая смотрибельность сайта – в среднем посетители просматривают по 2-3 страницы. География посетителей сайта не отвечает географии деятельности компании.

В процессе тестирования работы менеджеров компании тоже вскрываются интересные моменты:

  • Наполнение сайта текстовым материалом фактически не ведётся.
  • Несколько присланных с сайта писем с заявками были просто удалены невнимательным менеджером.
  • Несколько писем содержали заказы на маленькие суммы и остались без ответа. Зачастую никто вообще не отвечал даже на повторные письма. Практика же показывает, что такое отношение к интернет-заказам просто недопустимо – общеизвестно, что обычно посетитель при обращении в незнакомую компанию делает заказ на маленькую сумму, чтобы снизить риск потери.

Необходимые действия для исправления положения

В данном случае был проведен редизайн сайта, фактически он был создан заново. По итогам семантического исследования запросов в поисковых системах с учётом географии деятельности компании были переименованы почти все разделы каталога. В сам каталог была добавлена информация о ценах, которые на сайте изменялись автоматически, при внесении изменений в базу компании.

Сделано разделение прав доступа клиентов в соответствии с существующим в компании (по суммам выбираемых заказов). Теперь посетитель сайта, авторизовавшись на входе, видит сразу цены на продукцию СВОЕЙ ценовой группы. Для неавторизованных пользователей в каталоге отображаются цены общего прайса (без скидок).

Сделан интернет-магазин с возможностью формирования и отправки заявок.

Структура сайта тоже претерпела существенные изменения: теперь вся информация быстродоступна, пользоваться сайтом легко и удобно. Для быстрого нахождения информации добавлен поиск по сайту.

В компании проведена «воспитательная работа» с менеджерами.

Затем сайт был перерегистрирован в поисковых системах, выполнены мероприятия по его продвижению.

Была налажена информационная поддержка: на сайт в постоянном режиме стали выкладываться новости компании и новости рынка, интересные статьи и материалы по специфике деятельности компании. Теперь посетители сразу видят, что сайт постоянно обновляется и информации, как и самой компании, можно доверять.

Обращения потенциальных клиентов начали поступать через две недели после запуска новой версии. Через месяц была снята промежуточная статистика, которая наглядно показала, как растёт посещаемость сайта.

Ещё 2 месяца работы, снова снятие статистики. Результат – посещаемость сайта увеличилась более чем в 15 раз. Причём 80% посетителей проживают в том регионе, на который ориентирована деятельность компании. Обращения с сайта в компанию увеличились по сравнению с итогами первого месяца на 140%. Большинство постоянных клиентов компании оценили удобство работы через сайт и полностью переключились на такую форму заказов.

Значительно уменьшилось время обработки заказов менеджерами компании, ни одна заявка новых клиентов не оставалась без ответа. В результате компания приобрела хороших постоянных партнёров в интересующих ее регионах.

Хочется подчеркнуть, что затраты на создание и продвижение сайта – это инвестиции в ваш бизнес. Инвестиции, у которых есть срок возврата. Только от вас зависит, будет сайт вашей компании рабочим инструментом или просто набором страниц в Интернете.

Алексей Валугин,
Кондратий Ермолин,
компания «Анима»



Поиск по сайту:
 
Направления деятельности ГК «ConAnima»