+7 (343)


  Главная  →  Наши статьи  →  ФЛЭШ. Что это такое и почему некотрые его не любят.

ФЛЭШ. Что это такое и почему некотрые его не любят.

Флэш. Что это такое и почему некоторые его не любят.

flash (англ.) - вспышка, молния

Технология Flash от компании Macromedia начала получать широкое распространение в конце девяностых годов.  С того времени и по сегодняшний день она является самым гибким инструментом для создания анимации в интернете. Всегда были ярые противники и приверженцы этой технологии. В этой статье мы опишем наше видение вариантов использования Flash на сайтах.

Сначала опишем плюсы и минусы технологии, основные варианты использования, а затем дадим краткую практическую справку.

Плюсы технологии Flash

Одним из основных преимуществ технологии флэш всегда была плавная анимация. В применении к интернету у Flash почти нет конкурирующих технологий. Если на сайте предусмотрена "живая картинка", в которой бабочка должна летать, облака плыть, люди двигаться или должно быть какое-нибудь другое движение, то в подавляющем большинстве случаев оптимальным будет использование флэша. Иначе компьютеру посетителя необходимо будет скачивать уже "готовую анимацию", кадр за кадром, что может вылиться для него в десятки минут ожиданий и огромный счёт за интернет.

 В отличие от "готовых" анимаций, в которых каждый кадр представляет собой отдельную картинку,  флэш использует так называемый объектный подход. Когда дизайнер создаёт объектную анимацию, он не обязан прорисовывать каждый кадр, он просто указывает компьютеру – хочу, чтобы бабочка летала по вот такой загогулине, человек передвигал ноги вот таким образом и так далее. Конечно, для полного эффекта необходимо сначала прорисовать эти движения, но в дальнейшем можно использовать эти объекты в любой сцене независимо от других. Причём на компьютер посетителя анимация поступает именно в виде набора объектов и правил их перемещения.

Одна из мощнейших особенностей флэша - встроенный язык программирования ActionScript. Именно ему флэш - элементы обязаны высокой интерактивностью. Он позволяет пользователю взаимодействовать с сайтом. Например, создатель анимации может сделать так,  чтобы персонаж на экране двигался в соответствии с движениями мышки пользователя. Конечно же, возможности программирования анимации не ограничиваются игровыми моментами. Пример из противоположной области - флэш может динамически отрисовывать сложные графики, на основе периодически получаемых данных, например, котировки акций или состояние каких либо промышленных систем. Одним словом, быть "живым" интерфейсом к сервисам сайта. Есть и большое количество красивых интерактивных сайтов целиком выполненных во флэше.

Нельзя не отметить возможность использования аудио- и видео- вставок во флэш-ролики. Если видеовставки ещё мало используются, то звуковые дорожки к флэш-роликам буквально заставили интернет проснуться. Несмотря на то, что фоновые звуки для сайтов были доступны и без флэша, наибольшее  распространение они получили именно во флэш-сайтах. Такие вещи как "пикающие" при наведении мышки кнопки, разнообразные моторные и фотоаппаратные звуки при смене сцены пришли в интернет вместе с флэшем.

Возможности флэша не ограничиваются анимированными и интерактивными блоками для интернета. С его помощью можно создавать также отдельные программы и обычные видеоролики, которые будут запускаться на любом персональном компьютере.

Несмотря на то, что Флэш не входит де-юре ни в один официальный интернет-стандарт, фактически он стал стандартом де-факто для интернет-анимации. Сегодня на компьютерах большинства постоянных посетителей интернета есть возможность просмотра сайтов с флэш-элементами. Но, к сожалению, не у всех.

Минусы технологии Flash

У каждой медали – две стороны. И в случае с флэшем есть свои «ложки дёгтя» – проблемы, ограничивающие возможности его использования.

Самая большая проблема технологии – для того, чтобы пользователь мог увидеть анимацию или воспользоваться интерактивностью, на его компьютере должна быть установлена специальная программа – Flash Player. Эта программа интегрируется в браузер и позволяет флэш-элементам сайтов работать.

Без этой программы, вместо флэш-элемента посетитель увидит пустоту. В большинстве случаев, когда элемент не несёт функциональной нагрузки, эта проблема обходится установкой альтернативной картинки. Пользователь не увидит анимацию, но и не будет смущён пустым местом.

В обычном случае, если у посетителя сайта флэш плейер не установлен, компьютер предложит его установить прямо в момент первого просмотра. Однако, несмотря на простоту процедуры, не каждый сможет это сделать - в некоторых случаях срабатывает ограничение доступа в интернет, в некоторых - политика безопасности сети. В больших компаниях системные администраторы, как правило запрещают сотрудникам устанавливать на рабочие компьютеры дополнительное программное обеспечение. А по статистике, больше половины посетителей интернета пользуются им именно с рабочих мест.

Большие возможности несут с собой большие аппетиты - и при разработке флэш-элементов создатели сайтов и заказчики не хотят ограничиваться "обычными" возможностями. Это приводит к тому, что зачастую флэш-элементы занимают объёмы в сотни килобайт, а в отдельных случаях - несколько мегабайт. Посетителям с выделенной линией это обойдётся в несколько лишних рублей, а пользователям с модемной линией - в минуты ожидания, прежде чем они смогут увидеть ролик. В таких случаях обычно создаётся версия без флэш - фактически одно и то же делается два раза, что не упрощает и не удешевляет процесс разработки.

Другой минус, который могут ощутить на себе посетители сайта с вставками флэша - сильная загрузка ресурсов компьютера. Это связано с особенностью реализации технологии. Выражается это в том, что простейшая, на первый взгляд, анимация, без проблем отображающаяся на современном компьютере, может идти рывками или в виде «слайд-шоу» на компьютерах двух-трёхлетней давности или просто на слабенькой офисной машине, рассчитанной на работу с текстом, а никак не на просчёт анимации.

Конечно, создатели технологии постоянно борются с подобными проблемами, но на текущий момент вышеописанные проблемы очень ограничивают возможности использования флэша в интернете.

Варианты использования

Сейчас расскажем о самых распространённых в интернете вариантах использования технологии.

Со времени появления технологии и до недавнего времени, одним из самых распространённых вариантов использования флэша была навигация по сайту. Меню сайта - основной инструмент перемещения внутри сайта. Именно к нему посетитель обращается чаще других ссылок. Логично, что при столь гибких возможностях, которые предоставляет флэш, красивое интерактивное меню часто делалось на этой технологии. Плавно всплывающие кнопочки, завораживающие эффекты, оригинальные концепции - это ставило сайт с флэш-меню на ступень выше остальных. К сожалению ли или к счастью, сегодняшние темпы развития сайтов позволяют использовать флэш-меню только на высокохудожественных, концептуальных сайтах, где главное - не информация, а имидж.

Таким же распространённым по сей день, остаётся вариант использования этой технологии в баннерах. Вот здесь объектный подход и векторные изображения позволили флэшу занять прочную позицию. Если в ближайшем будущем и появится альтернативная технология, она будет построена на тех же принципах.
 Флэш-баннеры вдохнули жизнь в интернет-рекламу, которая уже умирала от снижающегося до нуля CTR. Оригинальные сценарии, которые не могли быть реализованы в обычных анимированных баннерах из-за чересчур большого размера файла с успехом работают во флэш-баннерах.

Сейчас всё чаще флэш используется в визуалах, для оживления иллюстраций сайта. Например, если на сайте у нас картинка с облаками - пусть они плывут, если нарисован автомобиль - пусть он едет, если на рисунке птицы - пусть летают. Такие вещи очень положительно влияют на эмоциональное восприятие и запоминаемость сайта.

Анимация логотипов сейчас переживает своё второе рождение на качественно более высоком уровне. На заре интернета, глядя на телевизионную рекламу, у заказчиков и разработчиков сайтов часто возникали идеи о том, чтобы логотип "выезжал", "крутился", "мигал" и так далее. Со временем пришло понимание, что подобные вещи отвлекают посетителя от информации, за которой он пришёл на сайт. В то время большинство профессиональных студий от этого отказались. Сейчас, с развитием дизайна, стало понятно, что логотип можно анимировать ненавязчиво, подчёркивая статус и привлекая внимание к бренду, но не отвлекая посетителя от его задач на сайте. Например, по логотипу пускается блик, или его опоясывает какая-нибудь ленточка. В первый раз посетитель это отметит, а дальше уже отвлекаться не будет.

Очень хорошим применением технологии стали интерактивные сервисы. Чаще всего это какие-нибудь карты, реагирующие на действия пользователей.

Например, на карте страны отмечены города присутствия компании. При наведении на город, рядом с мышкой всплывает список отделений, информация о предложениях компании в этом городе или, если карта несёт функцию отчётности, показатели филиала компании в данном регионе. Благодаря возможности плавной анимации и развитому языку программирования, карта на флэше может менять масштаб в зависимости от действий посетителя, детализируя какой-то регион, или наоборот, охватывая всё большие пространства. Информация может подгружаться динамически - это позволит посетителю не ждать дольше необходимого и всегда видеть свежие данные.

Специально разработанные интерактивные сервисы, подходящие по тематике сайта помогут произвести благоприятное впечатление открытости на посетителей. Когда человек имеет возможность сам получить данные в нужном разрезе и наглядном виде, он гораздо больше доверяет информации, чем, читая сухой отчёт и размышляя о том, откуда были взяты эти цифры.

Если на сайте есть необходимость показать какой-либо процесс, флэш даст возможность сделать это очень наглядно, проведя посетителя по всем этапам плавно, не прерывая и не перескакивая с одного на другое, и в то же время отдельной темы заслуживают сайты, выполненные целиком или почти целиком на флэше. Как правило, это сайты с небольшим количеством текстовой информации, но большим количеством изображений, фотографий. Они ориентированы на эмоциональную подачу. Такие сайты подходят модельерам, маркам одежды, рекламным и дизайнерским фирмам, фотографам, художникам и другим направлениям, где главное - представить товар лицом, где слова - вторичны.

На что следует обращать внимание при заказе

Закончим с теоретической частью и дадим несколько рекомендаций по использованию флэша.

1.      Включайте Flash в проект только тогда, когда точно знаете, что без него не обойтись – многие вещи можно сделать и без него.

2.      Сценарий должен соответствовать форме. Баннер - это не фильм, а сайт - не рекламный ролик.

3.      Не требовать невозможного. Флэш – не панацея. Нельзя требовать от ролика за $500 реалистичности фильмов Стивена Спилберга или эффектов Джорджа Лукаса.

4.      Оставлять пути отступления. Помнить о тех, у кого медленный интернет или нет возможности установить флэш. Они тоже могут быть клиентами.

 

Кондратий Ермолин

Алексей Валугин

Компания Анима

 



Поиск по сайту:
 
Направления деятельности ГК «ConAnima»