Главная
→ Правильная айдентика.Айдентика компании, русифицированное название corporate id – модное обозначение фирменного стиля. Такое название позволяет более точно передать назначение фирменного стиля – идентифицировать компанию, выделить её в потоке конкурентов, привлечь партнёров и клиентов.
Конечным результатом разработки Ф.С. становится брендбук (brandbook) – полное описание фирменного стиля. В зависимости от направления деятельности компании, детальности проработки Ф.С., брендбук может занимать от десятка до пары сотен печатных страниц. Естественно, это отражается на стоимости разработки. Но для крупных организаций, один раз разработанный полный Ф.С. сэкономит очень много времени дизайнеров и рекламистов и десятки раз окупится. Из чего состоит фирменный стиль.В любом фирменном стиле есть базовые элементы – логотип, фирменные цвета, шрифты. Всё остальное не является необходимым и разрабатывается в соответствии с направлением деятельности компании.
Перечислим наиболее часто используемые группы элементов фирменного стиля, с минимальным составом:
К сожалению, в одной статье все элементы Ф.С. не охватить, поэтому коснёмся только базовых, представительских и деловых элементов. ЛоготипХороший логотип – хорошо запоминается и легко воспринимается. При взгляде на хороший логотип сразу становится понятно, чем занимается компания. Чтобы логотип был современным, он должен быть лаконичным, не перегруженным графическими элементами. Должен быть один явно главный элемент, который как раз и несёт функцию запоминаемости. Из чего состоит логотипВ общем случае логотип состоит из графического знака и фирменного написания названия. Часто может быть несколько компоновок – без знака, без названия, вертикальная или горизонтальная – это должно предусматриваться в задании на разработку логотипа. Каким должен быть знакЗнак должен быть уникальным. Обычно знак отражает либо направление деятельности, либо название компании. Бывают и абстрактные знаки. Проблема современности в том, что все геометрические примитивы – круги, квадраты, эллипсы, спирали и т.д. уже тысячи раз использовались в разных сочетаниях и определить уникальность знака не представляется возможным. В этом случае можно снизить требования на регион и направление деятельности – ближайших конкурентов по крайней мере отследить можно.
Также для уникальности знака в нём не должны использоваться глобализационные формы, такие, например, как земной шар. Дополнительно в каждой области деятельности есть свои стандартные элементы – телефон для сотовой связи, зуб для стоматологической клиники и т.д.
Конечно из всех правил есть исключения и стилизация часто приходит на помощь. Можно и человечка так нарисовать, что он будет запоминаться и не путаться с другими логотипами.
Знак и шрифт логотипа должны соответствовать компании и её имиджу. Компании ландшафтного дизайна вряд ли подойдёт техногенный имидж, а производителю техники – всякие цветочки. Всё должно гармонировать.
Если компания имеет несколько направлений деятельности – есть возможность разработать варианты логотипа или отдельные логотипы для каждого направления. Логотипы направлений могут использовать дополнительные цвета или элементы, определяющие конкретную специфику деятельности. ВизиткиВизитка должна быть понятной. Её основное предназначение – дать контакты. Если дизайнер предлагает вам нестандартные решения – протестируйте эти решения на знакомых. Если у людей возникают затруднения, значит направление неверное. Компоновка визитокСтандартная компоновка визиток – горизонтальная. Стандартно на визитке размещаются логотип компании, фамилия и имя человека и контакты, по которым с ним можно связаться. Это минимальный набор, всё остальное – необязательно.
Дополнительно могут быть размещены:
Главное правило – визитка не должна быть перегружена, не должно использоваться много шрифтов – это ухудшает общее впечатление и плохо влияет на читаемость. Материал и формаВ последнее время в стремлении выделиться некоторые используют для визиток нестандартные материалы. В-принципе, это может и не мешать, но следует помнить, что визитки обычно размещают в визитницах. Поэтому больший размер, большая толщина могут стать неприятной особенностью. Если визитка имеет больший размер, можно продумать, как она будет сгибаться. Визитки, выполненные на прозрачном материале имеют свою особенность – с другой стороны от неё может оказаться другая визитка или любой фон – от чёрного до белого. В любом случае надписи на визитке должны читаться. Деловая документация.В деловой документации основной элемент – фирменный бланк. Подобный бланк позволяет выделить документы вашей компании среди остальных. Поэтому коммерческие предложения должны обязательно печататься на фирменных бланках. Есть два основных типа фирменных бланков – те, которые можно распечатать на стандартном принтере, и те, которые должны быть сначала напечатаны в типографии и уже потом идут в принтер. Эту особенность необходимо предусмотреть. Впрочем, профессиональная компания, разрабатывающая фирменный стиль должна это учесть.
Бланки счетов тоже могут содержать логотип, но всё-таки должны оставаться строгими чёрно-белыми деловыми документами.
В крупных компаниях также часто используются так называемые угловые бланки. Эта форма бланков рекомендована ГОСТом (хотя и не носит обязательный характер). В подобных бланках предусмотрены места под резолюции и другие элементы рабочего процесса. Брэндбук.Что должно входить в брэндбук.В зависимости от направления деятельности компании в брэндбуке могут быть описаны различные элементы фирменного стиля, способы их построения и примеры использования. Ключевое слово – направление деятельности. Список необходимых элементов составляется заранее и прописывается в смете на разработку стиля. Это необходимо для того, чтобы результат был максимально приближен к ожиданиям.
Конечно есть минимальный пакет элементов – логотип, цвета, основные шрифты, визитки. Всё остальное зависит от конкретной задачи. Торговым оптовым компаниям часто требуется дизайн сувенирной продукции, но вряд ли понадобится фирменная одежда сотрудников, а розничным магазинам, например, полезным будет и то и другое.
Производителям ТНП обязательно потребуется дизайн упаковки. Но поскольку товаров может быть множество, они могут быть разбиты на линейки, все формы и форматы упаковки учесть нереально. Так что в брэндбуке должны описываться лишь общие принципы оформления.
Как правило к брэндбуку прилагаются файлы со всем необходимым – логотип для различных вариантов использования, макеты визиток, бланков, опционально вывесок или рекламы. Что не должно входить в брэндбук.В брэндбуке не должно быть места страницам, на которых написано что-нибудь вроде «в логотипе используется синий цвет, потому что синий символизирует глобальность» или «жирный шрифт подчёркивает устойчивость компании». Эти мысли могут крутиться в голове разработчика во время создания Ф.С. но на выходе должен получаться готовый продукт, которому не требуются дополнительные объяснения. Никто же не будет писать это каждый раз рядом с логотипом. При необходимости, всё можно лаконично выразить в девизе компании.
В брэндбуке не должно быть больше одной страницы, описывающей «как нельзя использовать элементы фирменного стиля». Нормальному человеку никогда не придёт в голову например, вытянуть логотип по вертикали в 2 раза или заменить один цвет на другой, тем более если есть готовые файлы.
Брэндбук – это технический документ для специалистов. Если в нём много «воды», пустых разглагольствований – значит разработчикам надо было просто чем-то занять страницы. Стиль линейки продуктов.Для производственных компаний и некоторых компаний, предоставляющих услуги, есть смысл разработки отдельных стилей для линеек продуктов. Помимо лучшего впечатления, стиль линейки продуктов может акцентировать внимание той или иной аудитории, что сильно поможет маркетологам.
Фирменный стиль – лицо компании. Правильный фирменный стиль позволяет не только с первого взгляда выделить компанию среди других, но и передать такие имиждевые понятия, как стиль работы компании, её политику сотрудничества. Поэтому каждая компания, которая достигла успеха и развивается должна иметь в своём активе правильную айдентику.
Кондратий Ермолин < equa@conanima.ru > Алексей Валугин < alva@conanima.ru > Компания Анима < www.conanima.ru >
|
|