Главная
→ О рейтингах и рынке разработки сайтов.Рейтинг, по определению, - штука оценочная. То есть с одной стороны - численная, с другой стороны - ориентировочная. Сам по себе рейтинг не даёт полной картины, он показывает лишь одну из сторон набора участвующих в нём объёктов. Рейтинги бывают простые и составные, численные и экспертные. Составной рейтинг Мне почему-то кажется, что для того, чтобы рейтинг был адекватным, он должен включать и численные и экспертные параметры. При этом эксперт должен быть независимым, то есть не быть заинтересованным, не быть участником. Что мы получим, если попробуем применить эти правила к экспертным рейтингам? Тем интереснее сравнивать экспертные оценки с "независимыми" численными рейтингами. Конкретика.Недавно известный в кругах веб-разработчиков Екатеринбурга Алексей Кулаков обновил свой экспертный рейтинг Веб-студий города. И тут же "Деловой Квартал" разослал анкеты для составления численного рейтинга, первого для этого рынка. Рейтинг Кулакова, так называемый OS-рейтинг - изначально составлялся как рейтинг конкурентов студии OverSite, в своё время лидирующей по большинству показателей среди компаний этого профиля в нашем городе. В данной редакции сам критерий остался тем же, изменились только численные показатели - за последние два года стоимость разработки некоего "абстрактного сайта" выросла в 3-5 раз. Основным заявленным критерием OS-рейтинга всегда был "среднеминимальный чек на основной набор работ". Не лишено внутреннего смысла для рынка до сих пор, хотя со времени предпоследнего кардинального обновления (2004г.), рынок стал гораздо более цивилизованным, и средняя стоимость первого проекта стала гораздо менее важна, нежели стоимость работ на клиента за год. В каком-то смысле, OS-рейтинг на сегодняшний день отражает качественные предпочтения потребителей. Рейтинг ДК, наоборот, считает единственным показателем количественный, а именно - оборот компании. При этом, в опубликованных данных фигурируют только 9 компаний, оборот которых составил более 1.4 млн. рублей за 2005 год. Сам по себе критерий верный, с точки зрения "правильного ведения бизнеса", и выборка адекватная, но... Насколько верно?В каком-то смысле, оба рейтинга дополняют друг друга. А их основным минусом является то, что они не отражают полноту рынка, а анализируют только видимые и высшие его сегменты. По моим оценкам, "за бортом" осталось от 60 до 70 процентов всего рынка веб-разработки Екатеринбурга, потому что не учитываются как минимум:
Понятно, что подобные вещи учесть крайне сложно, их можно лишь пытаться оценить. Опять же, по моим оценкам, рынок "корпоративных сайтов и проектов" в Екатеринбурге в Презентативность выборки.В OS/JS-рейтинге сейчас упоминается около 25 компаний, ещё десяток находятся "на наблюдении". Что вообще происходит.В данный момент происходит очередной "интернет-бум", обусловленный стабилизацией старых и появлением новых технических и маркетинговых интернет-решений и решений на стыке офисных и интернет-технологий. Интеграция сайтов с корпоративными информационными системами, широкое распространение электронных платёжных систем, прогрессивные программные технологии наконец-то делают реально доступными для малого бизнеса в России те вещи, которые в тех же США и Европе воспринимались реально 5-6 лет назад. Стоимость web-проектов в российских регионах начинает приближаться к общемировой, разница конечно не в 5-10%, а в 2-10 раз, но уже не в 1.5-2 порядка. Во-первых, существует проблема терминологии - например, интернет-магазином иногда называют любой сайт с каталогом и корзиной заказа. Во-вторых, стоимость одной и той же услуги или программного модуля у разных компаний даже в одном городе может отличаться в 10-15 раз. Идеальный для потребителя рейтинг.Понятное дело, когда стоимость web-проекта уже не 20-30 тысяч рублей, а 100-150, возрастает актуальность параметра цена/качество. На нём и должен строиться идеальный рейтинг. Как определить качество работ компании? Только экспертными оценками. "Снаружи" технический специалист и маркетолог смогут оценить:
В идеале цена/качество должно оцениваться для каждой работы в отдельности, но для этого нужны данные по стоимости каждого проекта и проведённым работам. В принципе, зная общие объёмы работ и оборот компании, можно взять усреднённую стоимость проекта. Тогда мы сможем вывести гораздо более полезный для потребителей рейтинг. К сожалению, составление подобного рейтинга - очень затратная по времени штука. Но надеюсь, когда-нибудь у наших заказчиков появится такой реально полезный инструмент выбора разработчика. |
|