Главная
→ О доверии и ответственности.Весь рекламный рынок наполнен вопросами о креативности идей, качестве их реализации, которые так или иначе связаны со стоимостью работ. А где деньги – там всегда вопросы доверия и ответственности. С обеих сторон. Взглянем на эти вопросы в аспекте продвижения компании в Интернете. Но, думается, будет полезно взглянуть со стороны и на другие работы по продвижению компании.
Во-первых, любая стабильная фирма, более-менее долго живущая на рынке, успела либо обзавестись своим штатом дизайнеров и программистов, либо определила фирму или круг фирм, которые выполняют для них эти работы. Поэтому вполне логично первым делом поставить задачу создания сайта и дальнейшего продвижения перед этими рекламщиками и ITшниками – Интернет сейчас как раз на стыке маркетинга, рекламы и IT.
Во-вторых, гораздо удобнее работать со знакомыми людьми, кроме того они уже знают конкретные предпочтения заказчика и особенности данного бизнеса. Знакомым людям удобнее доверять и легче спрашивать. Но в данном случае имеет место быть следующий вопрос: что важнее – обойтись текущими ресурсами или получить качественный результат? Возьмём автомобильную тематику и позволим себе такое утрированное сравнение – готов ли заказчик для встречи потенциального стратегического партнёра пересадить опытного водителя Иван Иваныча с грузовой Газели на свою Ауди? Или скорее наймёт профессионального водителя лимузина в специализированной фирме? Случай личного управления а/м не рассматриваем :) Учитываем ещё, что в этой метафоре фигурируют гораздо меньшие суммы, чем стоимость разработки и поддержки сайта.
Вроде бы и здесь и там – водитель категории B. Но специализации разные. Ответ очевиден. Это вопрос ответственности. Конечно, хочется сначала проверить уровень исполнения. В какой фирме проката авто с водителем перед 3х-часовым заказом заказчика бесплатно покатают часик, чтобы он убедился в качестве? Это вопрос доверия. О доверииДоверяй, но проверяй.Заказчик, или его представитель – специалист в области своего бизнеса. Собственно, именно поэтому он не упускает возможности обогнать конкурентов, используя интернет в качестве дополнительного инструмента продвижения товаров и услуг. Вариантов найти разработчика сайта, как и любых других услуг не так уж и много – рекламные справочники, поиск в интернете, советы знакомых, исполнители работ для конкурентов, известные «в миру» компании-разработчики. Теперь необходимо определить критерий выбора из нескольких вариантов. Основные критерии неспециалиста в web-разработках – это общее впечатление о портфолио и впечатление от общения с представителем потенциального исполнителя. Критерии сервиса (дополнительные услуги), компетентности (возможность и развернутость ответа на интересующий вопрос), качества (возможность продемонстрировать или подтвердить результат) – являются прерогативой опытных заказчиков. Это, конечно же, не значит, что первый заказ можно отдавать первому попавшемуся разработчику. Впечатление – тоже неплохой критерий. Добавим к этому интуицию руководителя. Результатом в любом случае будет как минимум опыт работы с данным инструментом и понимание дальнейших потребностей. Быстро, дёшево, качественно – выберите два.Время разработки – один из немногих аспектов, где автомобильные метафоры не всегда попадают «в точку». В случае сайтов, да и вообще рекламных кампаний, базовые, стандартные наборы доступны в гораздо меньший срок, нежели более дорогие, функционально богатые проекты. В любом случае, выполнение срочного нестандартного заказа может себе позволить только фирма с большим количеством незагруженных ресурсов – либо крупная с резервом персонала, либо маящаяся от отсутствия заказов. Разница в стоимости и качестве – в разы. Поэтому все проекты в Интернете, особенно нестандартные, лучше планировать заранее, как минимум за полгода. Семь раз отмерь, один раз отрежь.Правильным решением будет отправить запрос нескольким разработчикам. Так заказчик получит ответы сразу на несколько вопросов – ценовые категории, оперативность работы, внимательность к запросам, детализованность и гибкость ответа. На этапе запроса к разработчикам, как минимум ориентировочный бюджет на сайт уже есть. Совсем не лишним будет прописать или озвучить его в запросе. У любого разработчика есть свой «порог входа». Озвучивая планируемый бюджет, заказчик экономит время и силы, свои и потенциального разработчика. С одной стороны, сложно придумать «нечто абстрактное, но замечательное», с другой – заказчик может неделю ждать от фирмы-разработчика предложения, которое раз в 10 будет превосходить запланированный, но не озвученный бюджет. Про зависимость эффективности от бюджета можно почитать в апрельском Штурмане или на сайте shturmuy.ru, и конечно на нашем сайте. Об ответственностиНарод царя любит не потому что красивый, а потому что царь.Первое, о чём должен думать заказчик в плане ответственности – это ответственность перед посетителями сайта. Сайт – он на то и сайт, чтобы размещать там максимально оперативно максимально полную информацию. Поверьте на слово – посетителю при первом заходе на сайт, меньше всего важно, насколько сайт этот сайт впечатляюще красив, ему гораздо более важно понять – сможет ли он получить то, что ему нужно, именно в этой компании и именно на тех условиях, на которые он рассчитывает. При последующих заходах первый приоритет – удобства пользования и полноты информации – никуда не пропадает, и не теряет своей важности, просто появляются ещё дополнительные – визуальные и иные предпочтения. Этот абзац – в основном о дизайне. В дизайне сайтов, оформление, «картинка» - это только половина творчества, остальное – инжиниринг, со своими законами. Для создания впечатления существует отдельная категория Интернет-проектов – промо-сайты. У основного сайта компании – другие приоритеты. Сказал А – говори БЗаказчик должен быть честным в первую очередь перед самим собой. Нет смысла просто заказать разработку сайта и после этого забыть о его существовании. Возвращаясь к любимой теме, зачем покупать автомобиль и закупоривать его в гараже? Сайт должен работать, информация на нём должна обновляться с той же скоростью, как она меняется внутри компании. Сайт должен продвигаться чтобы стать эффективным инструментом общения с партнёрами и клиентами. Сказал А – говори Б: часть IIИменно так – заказчик и разработчик сайта – партнёры. И доверие, и ответственность у партнёров должны быть на равных. По поводу доверия – выбор разработчика сделан, значит компания-разработчик достойна того, чтобы заказчик ей доверял в плане профессионализма. И если разработчик говорит, что вот это лучше не делать, а вот это лучше сделать несколько иначе, возможно стоит прислушаться? По поводу ответственности – если с разработчика требуются чёткие сроки работ, то настолько же чётких сроков должны придерживаться и заказчики – в плане предоставления необходимых материалов, незатягивания утверждений и заданий на доработку, и конечно же оплат. Все люди, со всеми можно договориться, но в идеале всё должно идти по графику. Выдержка заявленного графика – один из признаков стабильности работы компании. Например, разработчик работает по плану, но у заказчика возникают сложности с утверждением (типичная проблема для больших компаний из-за длинной цепочки до человека, принимающего решения). В результате проект затягивается, у разработчика в это время появляются следующие проекты, соответственно, когда утверждение этапа всё-таки происходит, дальнейшие этапы производятся в авральном режиме или их исполнение растягивается пропорционально задержке со стороны заказчика. Сильные компании-разработчики верхнего ценового сегмента нашли выход – содержать запас ресурсов. Об этом тоже стоит помнить, когда выбирается разработчик.
В этой статье мы сформулировали образ почти идеального заказчика. А о своём видении идеального исполнителя вам пусть расскажут фирмы, в которые вы обратитесь :о) Нам с нашими заказчиками везёт.
Специально для Рекламного Штурмана. |
|