+7 (343)


  Главная  →  Наши статьи  →  Российский интернет - 2007. Динамика и тренды.

Российский интернет - 2007. Динамика и тренды.

Не секрет, что российский сегмент интернета развивается намного быстрее, чем в других странах. И развитие это, в-основном, не количественное, а качественное. Происходит это во многом благодаря тому, что IT-сфере в России не приходится тащить большой груз старых наработок. Конечно, физически всё базируется на заграничном «железе» и технологиях. Но не будем о грустном. Лучше рассмотрим, что произошло и что появилось нового в Рунете в первой половине 2007 года, чего ожидать в ближайшем будущем.

Интернет-реклама в динамике и сравнении.

Количество пользователей российского интернета увеличилось в прошлом году примерно на четверть. При этом рост количества посетителей более заметен у порталов – до 40%.

 

Рынок интернет-рекламы вырос на 87% - примерно до $190 млн, при этом цены на Интернет-рекламу повысились в среднем на 50%.

 

Доля интернет-рекламы в общем объёме рекламного рынка выросла с 1.2% до 3.3% и в 2007 году прогнозируется рост до 4%. Я даже думаю, что 4% это очень пессимистичный расчет. Учитывая, что в ближайшие года 3 цены будут повышаться не менее чем на 40%, а объёмы – не менее чем на 60–70%, стоит ожидать 5-6% в 2007 и в районе 7% в 2008 году.

В некоторых сферах (автомобили, телеком и IT) проникновение интернет-рекламы в общие рекламные затраты достигает 10 и даже 20%.

 

Дальнейший рост будет обусловлен не столько повышением лояльности рекламодателей к интернету, сколько новыми инициативами «сверху» – традиционные СМИ всё больше развивают собственные интернет-проекты, всё больше внимания на Интернет обращают крупные и мелкие рекламные агентства. Хотя, бывают и исключения, например относительной новинкой для интернет-рекламы в 2006 стал массовый приход рекламы товаров повседневного спроса, и в ближайшие годы эта тенденция сохранится.

 

Рост доли интернета в рекламе происходит в-основном за счёт уменьшения доли печатной рекламы. В свете последних законопроектов, можно предположить и уменьшение доли наружной рекламы. В то же время, за счёт прихода крупных реселлеров ТВ-рекламы в интернет (например, группы компаний «Видео интернешнл»), будет меняться и сама интернет-реклама, а конкретно – её баннерная часть. О качественных и технических аспектах этого явления будет сказано ниже.

 

Полезную роль сыграет также приход TNS Gallup Media в интернет в виде статистики TNS Web Index. Отчёты за 2006 год уже лежат в открытом доступе, а рекламодатели могут познакомиться и с более актуальными цифрами.

 

События и тренды

В первые месяцы 2007 года прошли также основные форумы и конференции посвящённые интернету и IT – Конференции «Интернет и Бизнес», «Российские интернет технологии» и «Российский интернет форум». Касательно интернета, темы везде обсуждались одни и те же.

Инвестиции, стартапы и слияния

В прошлом году до России дошла волна Web 2.0 и, как грибы после дождя, начали появляться новые порталы и сообщества. Основная масса новинок крутится вокруг IT и интернет-сферы, но встречаются и более широкие тематики, общетематические СМИ (например News2.ru) и бизнес-сообщества (местный Деловой Квартал, например).

 

Также прошла волна новых инвестиций, в частности – в поисковые сервисы – инвесторы смотрят на доходы Google и Яндекс, и желают тоже получить кусочек такого вкусного пирога. Ведутся разработки как стандартных (Webalta) или близких к стандартным (Новотека, LiveInternet), так и принципиально других (Quintura) систем поиска. На текущий момент они не составляют практически никакой конкуренции «большой четвёрке» Рунета, но со временем могут занять свои ниши. Каждый из них, со временем, наверняка запустит свою систему контекстной рекламы (Webalta – уже запустила).

 

За рубежом термин «стартап» уже почти стал синонимом «на продажу», поскольку выходов у сайта, даже набравшего существенную популярность практически не остаётся – либо он продаётся какому-нибудь информационному монстру вроде Google и Yahoo, либо они сами разработают подобный сервис и за пару месяцев обгонят оригинал.

 

Вот и Яндекс, сразу после конференций, покупает сообщество МойКруг и разработчика мобильных сервисов СмартКом. Также ходят слухи, что Яндекс собирается выйти на IPO, но, скорее всего, не в этом году.

 

Но не только сайты подвержены слияниям – совсем недавно монополист на рынке корпоративных информационных систем, компания 1С фактически приобрела одного из ведущих разработчиков систем управления веб-проектами – компанию Битрикс. Судя по всему, это приведёт к тому, что средний функционал новых российских сайтов существенно поднимется, поскольку Битрикс заявляет готовые функциональные решения как основное преимущество, а 1С в свою очередь обладает мощным потенциалом для внедрения технологий Битрикса в компаниях, пользующихся продуктами из серий Предприятие и Бухгалтерия.

 

Поскольку размер аудитории не успевает за темпами роста количества стартапов, серьёзной темой для обсуждения стал вопрос о том, как эти сайты должны окупаться – следующая тема обсуждений.

Различные бизнес-модели и способы монетизации трафика

Специализированные порталы, как правило не имеют особых проблем с заработком – точечное попадание в аудиторию само по себе привлекает рекламодателей. Проблема касается общетематических сайтов, сообществ и персональных сайтов.

 

Самым простым и доступным методом является размещение контекстной рекламы. Тем более, что сети Бегун, Яндекс и Google внесли правки в свои правила, и теперь возможно использование одновременно нескольких рекламных сетей на одном сайте. Впрочем, сколь-нибудь существенные заработки от контекстной рекламы в российском сегменте начинаются при нескольких тысячах ежедневных пользователей и хорошем наборе тематического содержания.

 

Для сайтов, предоставляющих различные сервисы существует возможность создания расширенного функционала для платных вариаций сервисов. Благо вариантов оплаты сейчас множество – от выставления счета в онлайне для сектора B2B; до электронной наличности (Яндекс.Деньги, Web Money, etc.), платёжных терминалов, кредитных карт и интернет-переводов – для секторов B2C и C2C.

 

Ожидается также, что массовое развитие Сбербанком системы собственных платёжных карт сильно подстегнёт интернет-торговлю в России.

Поисковики за и против оптимизаторов

С тех пор, как в русском интернете появился термин SEO – поисковая оптимизация, споры о вреде и пользе оптимизации и оптимизаторов не утихают, равно как и холодная война последних с поисковыми системами.

 

Мнение большинства аналитиков сводится к тому, что «белая» или легальная оптимизация в целом полезна, но как локомотив, совершающий полезные действия, она тащит за собой поезд пустых вагонов – ненужных пользователям дорвеев и псевдо-сайтов.

 

Оказывается, более трети всех ссылок с главных страниц сайтов ведут на искусственные псевдосайты и дорвеи. Эти и подобные факты заставляют разработчиков поисковых систем, которые работают на основе ссылочного ранжирования, жестоко бороться с различными методами искусственного увеличения «заметности» сайта среди других.

 

Побочными эффектами такой борьбы являются обвалы индексов цитирования, например, у Яндекса за этот год было два мощных дефолта. При этом, как правило, самые популярные сайты и сайты, которые никогда не были популярными – не страдают, а больше всех достаётся среднему классу. В результате возникает недоверие к оптимизаторам, что в-принципе, на руку «большой четвёрке» поисковиков, поскольку ведёт к увеличению бюджетов на поисковую рекламу.

Блоги, сообщества.

Поскольку блоги – авторские дневники, и различные сообщества набрали сейчас такую популярность, что на 20-25 миллионов постоянных пользователей интернета приходится 3-4 миллиона блогов, большая часть инвестиций рунета сейчас идёт в различные блог-сервисы и сообщества.

 

«Первая кнопка Рунета» – Яндекс – сначала запустил поиск по русскоязычным дневникам, а недавно запустил бета-тестирование своего собственного сервиса блогов и сервис фотоальбомов к нему. Тем приятнее, что ответственные за этот проект люди – выходцы из нашего города :о)

Авторское право

Поскольку масса пользователей стала вдруг создавать контент в неимоверных количествах и в разных форматах – тексты, фото, видео и аудио – возникла необходимость как-то контролировать вопрос авторских прав. Технически, защиты от копирования, которую нельзя было бы обойти – нет; а законы к подобным явлениям, честно говоря, не готовы. Поэтому до сих пор вся популярная и востребованная информация дублируется во множестве мест, зачастую даже без ссылки на источник.

 

Меж тем, многие сайты, предлагающие чужой контент в электронном виде, и рады бы легализоваться, но этому мешает отсутствие нормальных посредников между ними и собственно, авторами. Даже лицензии Российского Авторского Общества не дают гарантий, что на сайт не подадут в суд, поскольку далеко не все российские авторы имеют с ним соглашение. Что уж говорить о заграничных.

 

Одна из известных фонотек рунета – сайт AllOfMP3.com, даже называли чуть ли не самым главным препятствием вступления России в WTO.

 

К вопросу об авторских правах присоединяется также вопрос о легальном программном обеспечении. Громкие судебные процессы, которые прошли за первую половину 2007 года – только первые ласточки. Всё больше людей задумываются о том, как бы не попасть под суд. По разным оценкам, сейчас в России от 85% до 95% программного обеспечения используется без наличия соответствующей лицензии. То есть большую часть руководителей и IT-персонала, а также существенную долю пользователей домашних компьютеров можно привлечь к ответственности в любой момент.

 

Все единогласно соглашаются с тем, что надо изменять законы соответствующим образом и лучше следить за их выполнением.

Доменные имена

В сфере интернет-адресов всё относительно спокойно, хотя и были всплески недовольства по поводу предполагаемого удаления доменной зоны .SU, доставшейся России от Советского Союза. Впрочем, домен оставили и на этом фронте пока свободно.

 

Периодически всплывает информация о продаже хороших доменов, но пока в зоне RU ещё много свободных имён, поэтому цены на домены измеряются максимум десятками тысяч долларов. За границей же счёт давно идёт на сотни тысяч – потому что в зоне COM, например, зарегистрировано более 66 миллионов адресов, а в зоне RU – ещё менее одного миллиона. Поэтому, до поры до времени, длинные имена вроде www.thebestsiteoftheworld.com нам не грозят.

 

Также уже несколько лет готовятся к запуску системы доменных имён в национальных кодировках, например, возможно будет зарегистрировать сайт Екатеринбург.рф. Однако, до сих пор не решены некоторые логические вопросы, и поэтому в ближайшие года 2 массового внедрения подобных адресов ждать не стоит, хотя локальные экспериментальные площадки уже работают.

Видео в интернете и интернет-рекламе

В этом году видео пришло в массовый рунет. Это стало возможным благодаря развитию широкополосных линий связи в персональном сегменте – ADSL и районные сети практически вытеснили модемы с домашних компьютеров во всех более-менее крупных городах. Единственным ограничением для прихода видео в интернет-рекламу является высокая цена трафика. С развитием безлимитных тарифов, и дальнейшем увеличении пропускной способности «последней мили» и эта проблема отпадёт.

 

Думаю, что множество видеобаннеров на основных площадках мы увидим уже через год-полтора. Это вдохнёт новую жизнь в баннерную рекламу, которая к тому времени уже впитает все преимущества контекстных технологий и обрастёт функциями web 2.0.

Контекстная реклама и контекстные продажи

Вообще, контекст становится самым массовым рекламным инструментом. Соответственно, и развивается пока быстрее баннерной рекламы. Появляются новые форматы (например, медийный контекст) и сети контекстной рекламы. Главные игроки, в-общем, пока остаются теми же – Бегун, Яндекс, Google.

 

Всё большую популярность приобретают точечные рекламные объявления – о продаже конкретных товаров по конкретным ценам – контекстные товары.

Применение веб-сервисов в бизнесе

Наиболее востребованными, на текущий момент, веб-сервисы оказались в туристической сфере. Они стали решением вечной проблемы турагентств – множество прайс-листов от разных туроператоров да ещё и в разных форматах. Специальные сервисы приводят все эти прайс-листы к единому формату, предоставляют удобные интерфейсы поиска и бронирования.

 

В ближайшее время всё больше направлений будет обслуживаться различными веб-сервисами. Аутсорсинг контента – одна из новых тенденций, которая в ближайшем будущем будет сильно набирать обороты.

 

Уже сейчас существуют площадки, накапливающие в едином формате каталоги предложений от сотен и тысяч компаний разного профиля. Для торговых компаний подобные сервисы позволят сэкономить много времени на получение и сравнение прайс-листов от разных поставщиков.

В ближайшем  будущем

Пока Web 2.0 бодро шагает по России, создавая большое количество полезной, но слабо структурированной информации, первые шаги уже делает следующее поколение информационной среды, призванное всю эту информацию структурировать и дать возможность эффективно ей управлять – менеджеры знаний, так называемый Web 3.0.

 

В частности, к явлениям третьего поколения интернета можно отнести взаимное проникновение сайтов и корпоративных информационных систем, различные аггрегаторы информации (например, Яндекс.Новости вполне вписываются в эту концепцию, хоть и требуют значительной доработки для полного соответствия). Интранеты появляются уже не только в крупных корпорациях, но и в небольших фирмах, а сайты для партнёров, как правило, напрямую интегрируются с CRM и ERP-системами.

 

В-общем, мы все живём в очень интересное время, и прогнозы – дело неблагодарное, но одно можно сказать совершенно точно – дальше будет только интереснее!

 

Специально для Рекламного Штурмана
Кондратий Ермолин <
equa@conanima.ru >
Группа компаний Анима < www.conanima.ru >



Поиск по сайту:
 
Направления деятельности ГК «ConAnima»