+7 (343)


  Главная  →  Наши статьи  →  Поисковые системы. Реклама и другие возможности. Часть 1 История поисковых систем в России.

Поисковые системы. Реклама и другие возможности. Часть 1 История поисковых систем в России.

Как развивались поисковые системы.

Первые поисковые системы появлялись благодаря группам энтузиастов, но быстро набрали популярность, за пару лет вытеснив каталоги из списка решений по поиску информации. Тогда ещё они не умели правильно понимать запросы пользователей и просто сравнивали тексты страниц интернета с тем, что ввёл посетитель. Но для начала этого было достаточно – и многие пользователи интернета сразу же заходили на поисковую систему в качестве отправной точки в поиске информации.

 

Ну а где есть большая популярность – там появляются большие возможности для бизнеса. Таким образом, поисковые системы привлекли инвестиции в исследования и разработку. За последние лет 7, пожалуй, каждая новая поисковая система – это целенаправленный бизнес-проект, требующий очень серьёзных вложений. Например, ежегодные затраты Яндекса только на IT-инфраструктуру исчисляются миллионами долларов. Вложения должны окупаться, а самый простой путь заработать на собственной популярности – реклама. Люди приходят на поисковик для того, чтобы найти нужную информацию, очень часто их интересуют новые бизнес-контакты. Как следствие, поисковые системы начали размещать рекламу.

 

Но стандартная интернет-реклама – баннеры, очень быстро теряли эффективность. Постепенно дошло до того, что ни один из, например, 1000 человек, просмотревших баннер, мог не заинтересоваться предложением. Тем не менее, высокая популярность поисковых систем и большой охват поддерживали, и сейчас поддерживают высокие цены на баннерную рекламу в них. Просто она уже давно стала имиджевым инструментом.

 

К тому времени (а было это примерно года 4 назад), поисковые системы уже хорошо научились распознавать человеческий язык, отличать существительные от глаголов, понимать падежи и другие особенности языков. Поэтому появилась возможность контекстной рекламы – рекламы, соответствующей конкретному поисковому запросу.

 

Большое разнообразие поисковых запросов – ведь каждый человек ищет что-то необходимое конкретно ему; и малый вес каждого запроса в общей массе обращений к поисковику сделали поисковую рекламу доступной всем. Также плюсом стало то, что контекстная реклама отлично работает даже в текстовом виде – отпала необходимость в создании баннеров.

 

С появлением текстовой контекстной рекламы в поисковых системах минимальная стоимость рекламной кампании сократилась до десятков долларов, которых некоторым компаниям хватает на несколько месяцев, чтобы «покрыть» все запросы по их тематике. Конечно, существуют высококонкурентные темы, поэтому стоимость рекламы по конкретным запросам строится на принципах аукциона и для разных слов, на которые ориентирована реклама, цена привода одного посетителя может отличаться в сотни раз.

 

Доступность контекстной рекламы и её высокая эффективность привели к тому, что за два года объёмы такой рекламы догнали и в несколько раз обогнали объёмы баннерной рекламы.

 

Поисковые сайты не ограничиваются одной функцией – они собирают под своим крылом разнообразные сервисы, ориентированные на широкую аудиторию, чтобы «не отпускать» пользователя от себя как можно больше времени. Сейчас почти каждый поисковик имеет собственную почтовую службу, сервис географических карт или карт городов, сервисы дневников и фотоальбомов, поздравительных открыток, поиска товаров и т.д. Некоторые запускают рекламные сети и даже платёжные системы.

 

Конечно, успешная модель одной поисковой системы запросто может не подойти для другого поисковика, поэтому каждый из популярных поисковиков развивается своим путём. Посмотрим, что из себя представляют сегодня популярные поисковики Рунета.

Rambler

Рамблер появился в 96м году и сначала был единственным, а потом ещё пару лет – наиболее популярным поисковиком рунета. Даже когда Яндекс в 2001 году обогнал его по популярности, Рамблер оставался основным инструментом бизнес-поиска. Но с тех пор он стабильно сдаёт позиции как поисковик. Впрочем, поисковая машина Рамблера – далеко не единственный их проект:

 

В группу компаний Rambler Media входят интернет-портал и поисковая система Rambler.ru, телеканал Rambler, информационный сайт Lenta.ru, интернет-провайдер Rambler Телеком, рекламное агентство Index20 и компания мобильных технологий и контента Rambler Mobile. Акции Rambler Media котируются в секции AIM на Лондонской фондовой бирже.

 

Рамблер – очень диверсифицированный бизнес по меркам Рунета, который не ориентируется только на свои проекты, хотя и их достаточно много. На портале Рамблер – существует служба знакомств, которая работает на основе самой популярной в рунете сети сайтов знакомств Mamba. Рамблер Медиа владеет 25.1% системы Begun – очень популярной российской сети контекстной рекламы, которая сейчас имеет даже большее количество площадок, чем рекламная сеть Яндекса, которая была запущена в прошлом году. Rambler не ориентируется на одну торговую марку и не концентрируется только на интернете. Самые известные проекты Рамблера – новостной портал Лента.ру, портал поиска товаров и услуг Price.ru и телеканал Рамблер ТелеСеть. Также у Рамблера существует совместный проект с системой обмена сообщениями ICQ.

 

Яндекс

Яндекс, появившись в 97м году, сейчас является «первой кнопкой» Рунета. Около половины всех переходов на сайты сейчас происходит из Яндекса. Ежедневная аудитория Яндекса к началу 2007 составила пять миллионов человек. Благодаря высокой эффективности бизнеса и отличной команде разработчиков, Яндекс сам реализует дополнительные сервисы. Причём обычно это либо оригинальные, не имеющие по крайней мере российских аналогов службы, либо кардинально более качественные сервисы – например, Словари, Почта и находящийся сейчас в закрытом тестировании сервис дневников.

 

Собственная реализация позволяет глубоко интегрировать сервисы Яндекса друг с другом. Это отлично влияет на удобность использования и позволяет лучше управлять пользователем, именно поэтому Яндекс и имеет такую популярность.

 

В прошлом году Яндекс наконец-то «вышел в люди» - стал заниматься не только собственными проектами, но и обращать внимание на другие. Первым шагом стал запуск рекламной сети Яндекса – теперь контекстные объявления Яндекс.Директ могут показываться не только в результатах поиска Яндекса, но и на подходящих страницах других сайтов. Причём, в отличие от других распространённых сетей, Яндекс более жёстко подходит к качеству сайтов-площадок.

 

Google

Созданный в 98м году, Google сейчас является, возможно, самым популярным поисковым сервисом в мире. И ещё владеет множеством популярнейших специальных сервисов. Компания, помимо разработки собственных сервисов, покупает и адаптирует под себя самые лучшие и качественные из новых сайтов, чем заслужила довольно оригинальную репутацию глобального скупщика стартапов.

 

Некоторые собственные разработки, все-таки впечатляют – интерактивная карта мира Google Maps и связанная с ней программа Google Earth не имеют полных аналогов – взгляд из космоса с большим приближением, интуитивно-понятное составление маршрутов передвижения, трёхмерные модели городов, списки достопримечательностей – потрясающий инструмент для туристов и просто любопытных людей.

 

В Россию Google пришёл давно, но поскольку раньше рынок поиска был жёстко поделён между Яндексом и Рамблером, долгое время оставался поисковиком «для ITшников». Сейчас с набором популярности альтернативных браузеров, в которых средством поиска «по умолчанию» является Google, он постепенно отбирает пользователей у Рамблера. Сейчас примерно четверть от всех поисковых запросов в России совершается через Google.

 

Mail.ru и GoGo.ru

Начавшись как просто почтовый сервис с простыми и понятными адресами, сейчас Mail.ru является одним из самых заметных мультитематических порталов со множеством обычных необходимых каждому пользователю сервисов.

 

В плане поиска Mail.ru несколько лет сотрудничала с Яндексом, но недавно запустила собственную многообещающую систему поиска GoGo.ru, которая отличается большей ориентированностью на медиа-содержание. Скорее всего, в ближайшее время другие поисковики тоже запустят свои сервисы поиска видео и звука, но сейчас это единственный популярный сервис такого рода.

 

Другие.

Помимо общеизвестных поисковиков существет ещё несколько, либо узкоспециализированных, либо находящихся в стадии разработки и тестирования. Для тех, кому интересны новые технологии, советую зайти на сайт Quintura.ru. Также, понемногу набирает популярность новый «обычный» поисковик WebAlta.ru.

 

Кроме «честных» поисковиков, которые бродят по интернету и ищут новые страницы, хранят их в своих базах данных, существуют ещё так называемые Мета-поисковые машины, которые либо пользуются результатами других поисковиков, как например LiveInternet.ru, либо собирают содержание, которое владельцы сайтов сами добавляют в их систему – как например Novoteka.ru.

 

Борьба или сотрудничество?

Любая организация заинтересована в том, чтобы находиться на первом месте среди других сайтов своей тематики. Естественно, что сам этот факт породил новый рынок и новые профессии – появились поисковая оптимизация и оптимизаторы – люди, которые знают как сделать так, чтобы ваш сайт был как можно ближе к верхним позициям по ключевым словам вашего бизнеса.

 

Появление контекстной рекламы привело к тому, что на интернет обратили внимание тысячи небольших рекламных компаний. Таким образом, у владельцев сайтов появился выбор – обращаться либо к рекламистам, либо к оптимизаторам, либо к тем, кто умеет и то и другое.

 

О том, как попасть на первую страницу результатов поиска, о взаимодействии поисковых систем, оптимизаторов и рекламистов, а также ответы на другие вопросы, среди которых – За что берутся деньги с заказчика (интернет-ресурса), Как это сказывается на пользователях, обратившихся на поисковой ресурс, Насколько объективны результаты поиска вообще? «Подводные камни» работы поисковиков – будут в следующем номере.

 

 

Специально для Рекламного Штурмана

Кондратий Ермолин < equa@conanima.ru >

группа компаний «Con Anima» < www.conanima.ru >

 


Когда-то, на заре интернета (в России это было актуально всего 8 лет назад), когда сайтов было мало, люди находили нужную информацию с помощью каталогов сайтов, разбитых на тематические рубрики. Но количество сайтов росло вместе с количеством информации в интернете, и чтобы найти требуемое, приходилось просматривать множество сайтов. Так возникла необходимость поиска. Ну а раз есть спрос – то есть и предложение – в интернете появились специальные сайты, которые помогают найти нужное по ключевым словам – поисковые системы.
Поиск по сайту:
 
Направления деятельности ГК «ConAnima»